Творческий путь

Одноимённый альбом Софии Ротару 1974 года и музыкальный телевизионный фильм “Песня будет между нами” ("Пісня буде поміж нас") определили тогдашние приоритеты творчества певицы - лирика львовского композитора Владимира Ивасюка и драматические песни московского композитора Евгения Мартынова. Совместная работа Евгения Мартынова и поэта Андрея Дементьева “Баллада о матери” в исполнении Софии Ротару стала лауреатом телевизионного конкурса “Песня-74”. Это драматическая история о незаживающих ранах давно отгремевшей войны. Крик женщины, увидевшей на миг оживлённого киноэкраном своего навеки потерянного сына. В тот вечер, когда песня звучала на фестивале, несколько рядов в зале занимали ветераны войны. Но песня глубоко волнует и тех, кто знает войну только по кинофильмам, и тех, кто ещё ничего не знает о её ужасах. Однажды сын Ротару удивлённо спросил:

- Мама, почему ты кричишь: "Алексей, Алешёнька, сынок"? Меня ведь Русланом зовут...

Ребёнок не сумел отделить образ своей матери-певицы от её песенно-сценического образа. То же происходит и со взрослыми, "опытными" слушателями.

- Главное, чтобы человек и песня были нераздельны, - не устаёт повторять Ротару и добивается этого.

Замечательное свойство драматизировать, по - театральному играть песню раскрывает новые выразительные возможности певицы и новые качества самих песен.

В 1975 году София Ротару с “Червоной рутой” была вынуждена переехать в Ялту. По одной из версий переезд из родных Черновцов произошёл из-за проблем с Черновицким обкомом Коммунистической партии Украины. Отца Софии Ротару, Михаила Фёдоровича, исключили из КПСС, а брата Ротару – из комсомола из-за того, что семья продолжала праздновать религиозный праздник Рождества Христова. По другой версии София Ротару переехала в Ялту из-за начавшейся астмы.

Было много пересудов, что у Софии Ротару больные лёгкие, туберкулёз, но официальная версия переезда в Ялту не связана с болезнью певицы. Как раз в то время у неё отслужил один брат, потом вернулся из армии другой. Наступил Старый Новый год, пацаны были ещё совсем молодые. Отец – Михаил Фёдорович лёг спать, а они вытащили из клуба большую ёлку и стали колобродить. Часа в три ночи к дому подъехала машина, Михаила Фёдоровича разбудили и, в чём был, забрали в милицию. Всё это истолковали как участие в церковном обряде. Отца Софии, первого коммуниста на селе, исключили из партии, а брата – из комсомола. Он тут же ушёл со второго курса университета, потому что без комсомольского значка делать там было нечего. Это была трагедия. Тогда певица и пошла к первому секретарю. Он принял её и говорит: “Вы же все на виду, разве не понимаете, что это преступление? Езжайте домой и скажите, чтобы такого больше не повторялось”. Михаила Фёдоровича ещё и с работы выгнали, он в колхозе бригадиром был. Они думали, что потеряют отца: он не спал, не ел, у него начались какие-то сильные приступы.

София Ротару стала задумываться: а что же дальше? Если так поступили с отцом, то и ей там хода не дадут. Как раз в то время они гастролировали в Крыму, а директором Крымской филармонии был тогда Алексей Семёнович Чернышёв, семья которого очень дружила с Леонидом Брежневым. Чернышёв услышал её историю и говорит: “Собирайся и переезжай сюда”. Вскоре Софию Ротару пригласил первый секретарь крымского обкома Николай Карпович Кириченко, человек, которого в Крыму до сих пор вспоминают добрым словом. Он и предложил Софии Ротару квартиру в Ялте. В итоге София Ротару и Анатолий Евдокименко переехали в Ялту всей “Червоной рутой”.

Естественно, распространяться об этом она не могла, и все говорили: ага, уехала, потому что больная, а больная потому, что худая... Да, она болела, но болеют многие. Да, приезжала в другие города на концерты с воспалением лёгких, потому что не могла никому отказать, потому что было по три-четыре выступления в день, потому что не знали что такое фонограмма, потому что сквозняки, наконец. Выступать приходилось и на холоде, когда пар изо рта идёт, а тебя привозят, не спрашивая.

В 1976 году София Ротару становится Народной артисткой Украины и лауреатом премии ЛКСМУ им. Островского.

В этом же году мюнхенская фирма “Ariola-Eurodisc GmbH” (ФРГ) пригласила Софию Ротару, единственную певицу из СССР, для записи на большой диск. Они выпустили первую пробную пластинку из двух песен на немецком языке – 1) Deine Zartlichkeit и 2) Nachts, wenn die Nebel ziehen. Предложили выпустить диск с итальянскими и французскими песнями. Итальянский язык Софии очень близок, так же, как и французский. Нашли композитора, звали в Америку озвучивать фильм. А потом из Госконцерта шла директива петь только советские песни. Немцы ещё немного поуговаривали Ротару, но что значило в той обстановке нарушать приказ? Она тогда одновременно с Амандой Лир начинала... Ей тот же композитор песни писал, что и Софии для миньона.

В 1977 году выходит очередной LP – “Пісні Володимира Івасюка
співає Софія Ротару” (“София Ротару поёт песни Владимира Ивасюка”) - самая целостная пластинка в дискографии символа украинской эстрады, за неё Ротару получила премию ЦК ВЛКСМ. А на “Песне-77” София выступила с песней “Чайки над водой” Е. Мартынова и А. Дементьева.

Годом позже, в 1978, на этой же сцене София Ротару пела “Только тебе” О. Фельцмана и Р. Рождественского и “Отчий дом” Е. Мартынова и А. Дементьева в дуэте с чешским исполнителем Карелом Готтом.

В каталогах пластинок, выпущенных фирмой "Мелодия" в 1979 году, имя народной артистки УССР Софии Ротару встречается неоднократно. Это LP “Только тебе” и “София Ротару” оРР, а также долгожданный диск-гигант выпущенный на студии “Ariola” (ФРГ) - Sofia Rotaru "Mу tenderness". Точно выбранный творческий стиль певицы, тщательная работа над репертуаром, богатый, сильный голос давно снискали ей заслуженное признание среди любителей популярной музыки.

По словам Софии Михайловны, работа над грамзаписью безусловно помогает совершенствовать исполнительское мастерство. Это великолепная возможность слушать себя со стороны, делать критические выводы. Такая возможность ценна ещё и потому, что чаще всего песни, записываемые на пластинку, звучат впервые в студии грамзаписи и лишь потом обретают свою жизнь на сцене.

Пожалуй, из композиций 1979 года можно выделить песню композитора Давида Тухманова "Дадим шар земной детям". Выступая с детскими хоровыми коллективами, актриса искренна и убедительна - дети не прощают фальши. “Каждая новая песня моего любимого композитора Д. Тухманова - большое открытие для меня как для певицы, и я рада, что в минувшем году мой репертуар пополнился песнями этого автора”, - вспоминала София Ротару. Исполнив легендарную песню этого композитора на стихи Роберта Рождественского "Родина моя", София Ротару стала первой в СССР исполнительницей в жанре рэп. В её исполнении песня пульсирует темпераментом и жизнелюбием. Словно по ступенькам взлетает Ротару в мир светлых, высокопатриотических чувств.

В 1979 году Ротару подарила слушателям композиции Ю. Саульского - "Осеннюю мелодию", А. Экимяна - "А с чем сравнить любовь?", Ж. Теодорович - "Верь мне".

Лауреатами Песни года в 1979 году стали песни “Дадим шар земной детям” и “А с чем сравнить любовь?”

"Осенняя мелодия" Ю. Саульского на умные и душевные стихи Л. Завальнюка - образец лирического откровения. В то же время песня довольно статична в смысле сценическом. Обычно её поют тихо и задумчиво, небезосновательно считая, что "вполголоса слышнее". Но у Ротару "высокая тоска, не объяснимая словами", звенит громко и пронзительно. Так она расковывает, высвобождает, возвышает силу песни с помощью голоса и чувства. Драматического этюда нет, но есть фрагмент, "зонг", остроугольный осколок какого-то незнакомого ещё спектакля, отрывок, имеющий свою пред - и послеисторию. А вернее - кусочек её собственной жизни, частица страстной исповеди, которую артистка выносит на люди.

"Кто не терял друзей и близких,

Пусть посмеётся надо мной!"

18 мая 1979 года трагически погибает Владимир Ивасюк, гибель произошла в самый пик его популярности. Для Софии Ротару Ивасюк написал самые лучшие песни, с которыми певица не расстаётся вплоть до сегодняшних дней, а песня “Червона рута” стала визитной карточкой Ротару, своего рода народным гимном Украины. София Ротару так отзывается об Ивасюке: “Второго такого композитора в Украине уже не будет”. Загадка смерти Владимира Ивасюка до сих пор не раскрыта.

1980 год приносит Ротару 1-ую премию на международном конкурсе в Токио (Япония) за исполнение югославской песни “Обещание” и Орден “Знак Почёта”.

Ротару продолжает экспериментировать над своим имиджем, появившись на сцене впервые среди отечественных женщин-артистов в брючном костюме, исполнив хип-хоповую песню “Темп” Александры Пахмутовой на стихи Николая Добронравова. Песня специально была написана к Летним Олимпийским играм, проводившимся в Москве и входила в культурную программу Игр. “Темп” появился и в качестве саундтрека к художественному фильму “Баллада о спорте” режиссёра Юрия Озерова (киностудия “Мосфильм”, 1980).

На финале телевизионного конкурса “Песня-80” София Ротару поёт “Мой край” Н. Мозгового и “Ожидание” Ю. Саульского и Л. Завальнюка

В 1981 году выходит двойной альбом – “Где ты, любовь?..”, а также одноимённый автобиографический фильм, снятый на студии “Молдова-филм”. Его первоначальное название “Год призвания”. В картине София Ротару выступает не только как исполнительница песен, но и как драматическая актриса. Её героиня учительница музыки в сельской школе Марчела участвует в самодеятельном ансамбле, а потом становится профессиональной певицей.

"Где ты, любовь?" Р. Паулса на стихи И. Резника, "Красная стрела" А. Мажукова на стихи Н. Зиновьева - песни из неудачного кинофильма. Фильм погас на экранах, песни продолжают жить в репертуаре певицы. Композиция “Красная стрела” стала дебютом молодого поэта Николая Зиновьева в 1981 году в эстрадном жанре: песня имела сложную судьбу – она была запрещена на Всесоюзном радио тогдашним руководителем музыкальной редакции Геннадием Черкасовым из-за того, что ему не нравилось, как поёт Ротару. Но поскольку премьера песни состоялась вначале на телевидении, народ успел её полюбить. И даже без радиоэфира она стала известной.

На XIV Всесоюзном кинофестивале в Вильнюсе (Литва) в 1981 году по разделу художественных фильмов “Где ты, любовь?..” получил приз жюри за популяризацию песенного творчества советских композиторов. В прокате фильм собрал 21 миллион 200 тысяч зрителей.

За этим пауза, связанная с поисками нового стиля – рок-музыка с “Машиной времени” в фильме “Душа”.

Вся эта история началась с того, что режиссёр картины Александр Стефанович с кинодраматургом Александром Бородянским приехали в Ялту и передали Софии Ротару предложение студии “Мосфильм” сделать картину с её участием в главной роли. И получили отказ. Это был не просто каприз — певица была больна и врачи ставили под сомнение не только её участие в съёмках, но и вообще дальнейшее выступление на сцене.

Когда ехали обратно, вдруг пришла идея снять картину о драматической ситуации в жизни певицы, о том как она в силу обстоятельств теряет голос, и в момент этого серьёзного кризиса перед нами как бы раскрывается её душа. С одной стороны, происходит подведение итогов творческой биографии, с другой — переоценка многих ценностей. Переписав сценарий, они снова приехали к Ротару. Она была ещё нездорова, но, прочтя сценарий, сказала, что даже откажется на некоторое время от концертных выступлений, чтобы сняться в такой картине. Этот фильм по жанру если не музыкальная трагедия, то во всяком случае музыкальная мелодрама. То есть это серьёзная работа, где поднимаются серьёзные вопросы, затрагивающие не только частную жизнь артиста, но и жизнь каждого из нас. Это фильм о доброте, о бережном отношении к талантам и об ответственности таланта перед теми, для кого он творит. Для съёмок в этой картине удалось собрать интересный актёрский ансамбль. Партнёром Ротару по фильму стал прекрасный актёр Ролан Быков, лирического героя играет ленинградский актёр Михаил Боярский. Рок-группа “Машина времени” — тоже один из героев этой картины.

София Ротару говорит:

— Я согласилась сниматься в этой картине прежде всего потому, что мне понравился сценарий, который просто по-человечески взволновал. И еще: режиссер предложил мне попробовать полностью сменить тот образ, в котором меня привыкли видеть на эстраде. Для этой цели пригласили рок-группу “Машина времени” и замечательного композитора Давида Тухманова, которого я очень люблю. Он написал музыку и песни к этому фильму в совершенно неожиданной, новой манере. Думаю, что картина может стать поворотной в моей творческой судьбе. Во всяком случае это эксперимент, на который я иду с радостью. И, как во время всякого эксперимента, трудно предположить, чем все закончится. Но все мы: и творческая группа, и композитор, и музыканты — работаем с увлечением и хотим, чтобы получилась настоящая, достойная музыкальная лента.

LP 1984 года “Нежная мелодия” - это возвращение к старому испробованному имиджу – именно с песней “Меланколие” (“Нежная мелодия”) Ротару в 1982 г. впервые удалось обойти Аллу Пугачёву по популярности.

Лауреатами “Песни-82” стали “Меланколие” П. Теодоровича и Г. Виеру и “Вставайте!” Р. Амирханяна и Х. Закияна, а год спустя, на “Песне-83” зрители услышали песни “Счастья тебе, земля моя” Ю. Саульского и Л. Завальнюка и “А музыка звучит” А. Мажукова и Н. Зиновьева.

После концертов в Канаде в 83-м году София Ротару и её коллектив на пять лет стали невыездными. Причины им никто не объяснял, просто когда приходили в Госконцерт вызовы из-за рубежа, отказывали под предлогом того, что они не выступают. Так тогда со многими неугодными поступали вот и Ротару невзлюбили. Но тут нужно сказать, что София Ротару и её коллектив никогда не стремились очень много работать за границей. Они могли собрать полные площадки в Союзе, иногда по 30 концертов с аншлагом в одном городе проводили, их это вполне устраивало. Когда ты видишь, что тебя любят, встречи с тобой ждут, то мысль ехать куда-то, завоёвывать другую аудиторию просто не приходит в голову. Тем более ведь на Западе выступать приходится перед эмигрантами, а это публика иная.

К тому же за границей платили всем поровну, только суточные от Госконцерта, а сверху ничего. Она получала, как и рабочий в их коллективе. Несли за собой чемодан с консервами, чтобы хоть что-то сэкономить. Были и анекдотические ситуации. Записывали они пластинку в Германии. Госконцерт ей назначил ставку 6 рублей за минуту звучания. Немцы должны были заплатить 156 марок. Они не поверили, перезвонили в Москву. На следующий день переводчица подходит к Софии Ротару, мнётся как-то, стесняется: “Наш шеф решил сделать Вам маленький презент, потому что Москва повысить ставку не разрешает...”

“Жалею об одном – что это выпало на молодые годы, когда так много можно было сделать”, - говорила София Ротару.

В 1983 году София Ротару дала 137 концертов в колхозах и совхозах Крыма. Неудивительно, что колхозом “Россия” Крымской области и Министерством культуры Молдавской ССР концертные программы Ротару 83-84 годов выдвинуты на соискание Государственной Премии СССР.

В 1983 году Софии Ротару присваивается звание Народной артистки Молдавии.

Однажды Ротару с поэтом Виеру слушали специально написанную для неё композитором Кирияком мелодию. Нужны были слова. О чём? “О романтике”, - сказала София. Виеру поморщился: ну, это банально…

Конечно, банально – заболтали ведь и слово, и понятие. Ложную красивость, а то и прекраснодушие, прикрывающее часто обыкновенное отсутствие порядка выдаём за романтику и сетуем потом, что она – исчезающее понятие. Ротару настаивала. При всей своей деликатной мягкости – в маму, бывает тверда, как отец-пулемётчик: когда идёт наперекор сиюминутным веяниям, предпочитая минуте вечность. Её поддержал муж и художественный руководитель Анатолий Евдокименко, и поэт ушёл, несколько обескураженный. И вдруг вскоре раздался звонок: “Слушайте, ночью не спал, думал и понял: о Соне надо писать, о Соне!”. В 1984 году она представила “Романтику” на фестивале “Песня года”, София только начала петь “Романтику”, как зал разразился аплодисментами. Эта песня одна из самых любимых. С “Романтикой” София Ротару не расстаётся до сих пор, включая её в свои последние сольные программы. На этом же фестивале певица представила и песню “Не могу забыть” (композитора Д. Тухманова на стихи В. Харитонова). Слушая эту песню, не остаёшься равнодушным. Щемит душу, слёзы на глазах... И, кажется, что не певица рассказывает вам эти сюжеты, а та далёкая, мужественная медсестра своей сочувствующей улыбкой уронила на ваше лицо горькие слёзы. Это произведение заняло почётное место среди песен про войну во всём творческом репертуаре певицы. Песня - воспоминание, песня – перестройка, песня – боец. Верою в Победу, великой верой в человека, в силу воли и мужество советских воинов, высоким гражданским пафосом наполнено это творение.

В 1985 году София Ротару получает приз - “Золотой диск” Всесоюзной фирмы “Мелодия” за альбомы “София Ротару” и “Нежная мелодия” - самые продаваемые пластинки года в СССР, разошедшиеся тиражом более 1.000.000 экземпляров. В этом же году София Ротару награждается Орденом “Дружбы Народов”. А на “Песне-85” зрители вместе с певицей пели “Аист на крыше” Д. Тухманова и А. Поперечного и “В доме моем” Д. Тухманова и А. Саед-Шах – песня-посвящение Алимжану Тохтахунову, другу певицы, помогавшей ей в первые годы на профессиональной эстраде.

“Монолог о любви” - пластинка 1986 года и одноимённый музыкальный телефильм – последняя работа Ротару с украинскими композиторами. Уже появились “Лаванда” и “Луна, луна” москвича Владимира Матецкого – две самые популярные песни СССР в 1986 году. Совместный альбом Ротару и Матецкого “Золотое сердце” записывался уже исключительно с московскими студийными музыкантами – ансамбль “Червона рута” решил вернуться к украинской песне и оставил певицу. Для Ротару и Анатолия Евдокименко, художественного руководителя “Червоной руты”, это было большим ударом. В одном из интервью София Ротару на вопрос журналиста “Когда-нибудь Вам было по-настоящему страшно?” ответила: “Когда меня предали. Это было связано с коллективом “Червона рута”, который Толик (А. Евдокименко – прим. Р.Ш.) в своё время организовал. Это был пик популярности, когда нас носили на руках, когда на концертах машины поднимали. Ребятам показалось, что они могут рассчитывать на успех и без меня, что я неправильно к ним отношусь, не тот репертуар, что они получают мало денег… Когда мы с Толиком (А. Евдокименко – прим. Р.Ш.) уехали на родину, они собрались и решили, что мы им не нужны. Они ушли со скандалом и с именем “Червона рута”.

11 мая 1988 года Софии Ротару за большие заслуги в развитии советского музыкального искусства присваивается звание Народной артистки СССР, второй женщине - эстрадной певице в СССР после Клавдии Шульженко.

С конца 80-ых годов обострились межнациональные отношения, наблюдался разгул национализма. На этой волне - обострившегося украинского национализма, в 1989 году на сборный концерт во Львове (Украина) на стадионе “Дружба” пришла часть зрителей, настроенная против Софии Ротару, они встречали певицу плакатами “София, тебя ждет кара!" и свистом. Немало нашлось и её поклонников, чуть до драк не доходило... Несмотря на то, что в тот день Ротару выстояла перед разъярённой толпой и исполнила свои песни, после этого долгое время она отказывалась от выступлений в родной Украине и только в 1996 году, в пятую годовщину украинской независимости по просьбе президента Леонида Кучмы певица согласилась приехать в Киев. В газетах тогда писали: “Президент страны встретился с президентом эстрады”.

Следующая работа Ротару и Матецкого – LP “Караван любви” (1991 год, фирма “Sintez Records”, Рига, Латвия) намного проигрывает в творческих находках предыдущей работе. Одновременно с альбомом вышел одноимённый музыкальный телефильм и концертная программа, ставшая последней программой певицы в СССР, в 1991 году союзного государства не стало, а Ротару никак не могли поделить между собой Россия, Украина и Молдавия.

Распад Союза отразился и на географии поездок Софии Ротару. Сложно было поехать в некоторые регионы, тогдашнее Министерство культуры СССР обязало артистов совершать гастроли по горячим точкам. Сперва Ротару отказалась, а потом они подготовили программы “Друзья остаются друзьями” и “Караван любви” и поехали – Вильнюс, Рига, Таллинн, Тбилиси, Баку, Ереван. Особенно Армения запомнилась певице. Неотапливаемый, но битком набитый зал, они выныривают из теплой одежды, переодеваются и – на сцену. К финалу концерта забывали где они, что они. А по ночам перестрелки на улицах... В Баку как принимали, в Грузии. Правда потом София Михайловна два месяца лежала в больнице с воспалением легких, но ни о чём не жалеет. “Меня предупреждали: не спускайся в зал, мало ли что. Даже охрану приставили. А я считаю: с чем к человеку идёшь, тем он тебе и отплатит”, - говорит певица.

В конце 80-х, участвуя в сборном концерте, София Ротару с особым вниманием наблюдала за выступлением балета “Тодес”. Когда она их увидела и пригласила в свою программу, они ещё только начинали, были неизвестными. А выросли и творчески сформировались, работая с Софией Ротару. По сути, она их “родила”.

"Тодес" - это сложный элемент в фигурном катании, и шоу-балет полностью оправдывает своё название. В его танцах много сложнейших элементов, присутствуют самые разные жанры: от танго до брейка. Остаётся добавить лишь то, что прекрасная половина коллектива - из Риги, а сильная - из Ленинграда. Их танцы делают её песни более зрелищными со сценической точки зрения, кроме того, они и прекрасные солисты. В своих программах София Ротару в то время почти все песни танцевала с "Тодесом".

Это творческое содружество продолжалось около пяти лет и стало первой ступенью "Тодеса" к вершинам танцевального Олимпа. Талант и мастерство балета были оценены по достоинству и в скором времени "Тодес" стал ассоциироваться исключительно с именами самых популярных эстрадных "звёзд".

Ротару было приятно услышать в одной из телепрограмм признание Аллы Духовой - художественного руководителя балета о том, что именно с ней балет “Тодес” начал успешную деятельность.

В концертных программах Софии Ротару на сцене появлялись не менее талантливые Лидия и Евгений Ротару и группа "Черемош". Лидия и Евгений - сестра и брат Софии. Пути их на эстраду были разными. Лидия окончила медицинское училище и работала в поликлинике; пела в самодеятельности и очень удивилась, когда ей предложили стать солисткой только что созданного при Черновицкой филармонии ансамбля "Черемош". Евгений закончил Николаевский педагогический институт, отделение музыки и пения, играл на бас-гитаре, пел в популярном молдавском "Оризонте", затем стал солистом "Черемоша". Ансамбль “Черемош” был создан в конце 70-х годов при Черновицкой филармонии. Это был дуэт сестёр Ротару - Лидии и Аурики. Они гастролировали по всему Союзу, и люди шли из-за фамилии Ротару – интересно было увидеть сестёр их любимой певицы. Проработав 10 лет, Аурика вышла замуж и уехала в Киев, родила дочку и временно оставила сцену. Тогда Лида стала выступать в дуэте с братом Женей, а потом и сама родила дочку Сонечку и сёстры поменялись ролями. С тех пор Лидия творчеством не занимается, а Аурика создала свой ансамбль “Контакт”, с которым выступала в Украине. Постепенно и Женя отошёл от творчества, уехал в родительский дом, купил трактор и стал фермером.

Начиная с 1992 года Аурика ездила вместе с Софией, но в её программах она бэк- вокалист, и только в перерыве между двумя отделениями исполняла две свои песни. Последнее совместное выступление сестёр Ротару – Софии и Аурики состоялось в 1998 году на сольной программе «Люби меня».

В 1991 году София Ротару представляет московским зрителям юбилейную программу “Цветы Софии Ротару”, приуроченную 20-летию творческой деятельности певицы. Юбилейные концерты состоялись в Государственном Центральном Концертном Зале “Россия”.

Центральное телевидение записало эту программу. Но самое главное - любое событие в записи выглядит так же, как человек на фотографии: без души, без тепла. Нет такой техники, которая фиксировала бы волны любви и симпатии, которые перекатывались со сцены в зал и обратно.

Звук и свечи создали волшебную феерию, которая называлась "Цветы Софии Ротару". Точнее, её сотворили неповторимый голос певицы, музыка чуткого ансамбля, современное световое оформление и причудливые узоры лазерной графики. К этому надо добавить ещё фантастическую декорацию, представляющую из себя чашу цветка, из которого появлялась исполнительница перед зрителями как Дюймовочка. Но кого-то ещё напоминала она в белом воздушном платье, расшитом блёстками, и белых изящных туфельках. Золушку? Да, Золушку на балу после того, как фея коснулась её своей палочкой...

Только в жизни самой Софии не было ни волшебной феи, ни всемогущей палочки. Их заменил труд, труд, и ещё раз труд. Труд, помноженный на природный дар, открытость всему прекрасному, эстетическое чутьё, позволяющее точно выбирать свою краску, своего композитора, двадцать лет сохраняют ей место в первой шеренге эстрадных звёзд. Удержаться на песенном Олимпе труднее, чем вскарабкаться на него. Но, судя по аншлаговым концертам, по новым записям и программам, Ротару чувствует себя на этой вершине вполне комфортно. Более того, она отваживается почти на невозможное - поёт свои первые песни, дерзко возвращая нас в свою молодость. Многие ли певцы, особенно певицы, рискнут на такое? Как ни убедительны опыт и мастерство, - молодость всегда краше. Да и на песню, как на всё есть мода. У каждого времени свои мелодии. А она, не боясь, перешагивает этот порог.

Сцена к концу концерта в "России" напоминала цветочную оранжерею. Но Ротару везла из Крыма собственный букет. Особый. Синие колокольчики в корзине из солнечной соломки. Голубое небо и жёлтые нивы Украины - вот что означал для неё этот символ. А сам букет был как бы возложением к памятнику безвременно ушедшего из жизни молодого композитора В. Ивасюка. Это с его "Червоной рутой" страна узнала новую эстрадную звезду. Она не забыла его песни. Яркие краски Буковины, весёлый водограй Закарпатья составили первую часть её концерта. А сколько было сомневающихся в таком "национальном блоке". "Зачем тебе народность? Кому она сегодня нужна? Жми на "эстраду", на лирику...", - советовали доброжелатели. В советниках она никогда не испытывала недостатка. Вот и сейчас из Киева грозят пальчиком, что перестала петь украинский репертуар. В Молдове напоминают, что надо бы отрабатывать бывшее звание народной артистки Молдавской ССР... Она доверяется только своему чутью и художественному руководителю её программ, заслуженному артисту Украины А. Евдокименко.

Семейный дуэт Ротару - Евдокименко перерос в трио. Двадцатилетие песенного пути родителей - это весь отрезок жизни их сына Руслана.

"Под занавес" она запела: "Уходят годы...". Но с каким оптимистичным продолжением: "Уходят годы, чтобы стать моложе... Уходят к людям песни и стихи..."

На банкете, которым по традиции закончился бенефисный концерт, поднялся с тостом певец Бари Алибасов. Поднялся, чтобы поблагодарить Софию Михайловну за то, что научила его петь.

Из того букета песен, что она собирала двадцать лет, слушателям отчётного концерта она подарила "Червону руту", нежную "Лаванду", "Чайные розы в купе", "Романтику", "Меланколию". Для них лились звуки "Танго" и светила "Луна". Она вновь запустила своего "Сизокрылого птаха" - итальянскую песню, которую после её исполнения считают украинской, и "Диких лебедей". "Караваном любви" шли и шли её песни, созданные вместе с Ивасюком, Теодоровичем, Догой, Мартыновым, Мажуковым, Саульским, Тухмановым, Матецким... И как всегда поражала своими костюмами, в которых сколько было народной основы, столько и современной остроты, шарма. Белое "золушкино" платье, расшитое стилизованным украинским узором..., фрак, украшенный разноцветными каменьями..., кожаный "жокейский" костюмчик - работы народного художника УССР О. Курик, вышивальщиц, народных мастериц Черновицкой области.

В концерте вместе с ней отличились и другие её земляки - артисты народного ансамбля танца "Смеричина" под руководством В. Васькова. Почти два десятилетия назад свела их творческая судьба на одном фестивале в Киеве, затем ансамбль снимался в фильме "Червона рута" и после неоднократно участвовал в её программах. Но на главную сцену страны вышел впервые и только благодаря Ротару. И хоть за спиной самодеятельных артистов были гастроли во Франции, Бельгии, Чехословакии, работать наравне с профессионалами им ещё не доводилось.

В 1992 году появился последний супер-хит (в 2003 году у Ротару наконец появилась композиция затмившая знаменитую «Хуторянку» Матецкого – это «Белый танец» украинских авторов Олега Макаревича и Виталия Куровского) в исполнении Ротару – “Хуторянка” (музыка Владимира Матецкого, стихи Михаила Шаброва), песня, которая ротировалась и в списках хит-парада “Звуковой дорожки” газеты "Московский комсомолец":

“Эта песня на любую публику! Дети, молодежь, старики - всем нравится. Я уж не так её и раскручиваю! Если бы я её раскручивала, сделала бы хороший клип и раскручивала бы его с утра до вечера - это ж был бы потрясающий удар!”, - делилась Ротару.

С этого времени Народная артистка СССР, оставив филармонию, записывает не более пары новых песен в год (на собственной студии в Ялте) и живёт за счёт немалых дивидендов со своей славы. В 1993-м увидели свет два первых CD сборника лучших песен певицы – “София Ротару” и “Лаванда”, затем ещё два – “Золотые песни. 1985/95” и “Хуторянка”. В 1995 году София Ротару снялась в музыкальном фильме “Старые песни о главном” (режиссёр Дмитрий Фикс, продюсер Константин Эрнст), исполнив песню “Каким ты был” (музыка И. Дунаевского, стихи М. Исаковского, телекомпания ОРТ). В августе 1996 года София Ротару получила наивысшую награду Украины – Почётное отличие Президента. В этом же году на телевизионном фестивале “Песня-96” София Ротару признаётся Лучшей эстрадной певицей 1996 года и награждается призом имени Клавдии Шульженко. На телефестивале певица представила песни “Ночь любви” Лоры Квинт на стихи М. Денисова и “Нет мне места в твоём сердце” Владимира Матецкого на стихи Михаила Файбушевича.

В 1997 году София Ротару снялась в музыкальном фильме “10 песен о Москве” (проект Леонида Парфёнова и Джаника Файзиева, телекомпания НТВ), исполнив песню “Москва майская” (музыка Д. и Дм. Покрасс, стихи В. Лебедева-Кумача) с молодой группой “Иванушки International”.

В 1997 году София Ротару становится Почётным гражданином Автономной Республики Крым; обладателем почётного приза Президента Украины Л.Д.Кучмы за выдающийся вклад в развитие эстрадного искусства "Пiсенний вернiсаж", Киев; Кавалером "Ордена Республики Молдова".

Будучи председателем жюри на "Песенном вернисаже", София Михайловна отметила выступление молодого львовского модерн-балета “Аквериас”. Коллектив ей понравился и певица пригласила их в свою программу. Это замечательные ребята, очень талантливые. Руководит ансамблем Оксана Лань. Ребята постоянно совершенствуются и за эти несколько лет, что они вместе очень сильно выросли творчески. Певица заряжается от них молодой энергией, передаёт им свой опыт, учит их. "И хотя работаем мы на равных, для меня они - как дети", - говорит София Михайловна.

16 сентября 1997 года практически на руках у Софии Ротару умирает её мама, Александра Ивановна Ротару (родилась 17 апреля 1920 года). Ей было 77 лет. Перед этими событиями София Ротару неоднократно отменяла выступления в своём плотном концертном графике. София Ротару находилась рядом с заболевшей матерью, откладывая месяц за месяцем юбилейные концерты, съёмки, гастроли. После смерти мамы Ротару впервые появилась на съёмках финала телевизионного фестиваля “Песня-97”, исполнив песни “Твои печальные глаза” (Владимира Матецкого на стихи Лилианы Воронцовой), “Было время” (Владимира Матецкого на стихи Михаила Файбушевича) и “Свитерок” (Владимира Матецкого на стихи Александра Шаганова).

В 1998 году выходит первый официальный (номерной) CD Софии Ротару, альбом “Люби меня”, который был выпущен на лэйбле “Extraphone” (Москва, Россия). В апреле этого года в Государственном Кремлёвском Дворце (Москва, Россия) состоялась премьера новой сольной программы Ротару “Люби меня”. В этом же году Софии Ротару присуждён "Орден Николая Чудотворца" "За преумножение добра на Земле"; певица также становится Почётным гражданином города Черновцов (Украина).

В 1999-м в “Звёздной серии” лэйбл “Star Records” выпустил ещё два CD-сборника певицы. По итогам 1999 года София Ротару признана лучшей певицей Украины в номинации “Традиционная эстрада”, получив “Золотую Жар-птицу”, а также специальную награду за вклад в развитие отечественной поп-музыки. В том же году певицу за особые личные заслуги в развитии песенного творчества, многолетнюю плодотворную концертную деятельность и высокое исполнительское мастерство наградили “Орденом Святой Княгини Ольги III степени”. "Русский биографический институт" признаёт певицу "Человеком 1999 года".

В 2000 году в Киеве София Ротару признана "Человеком XX столетия", "Лучшей украинской эстрадной певицей XX столетия", "Золотым голосом Украины", Лауреатом премии "Прометей - престиж", "Женщиной Года".

В этом же году София Ротару стала Лауреатом премии "Овация", "За особый вклад в развитие российской эстрады". В августе 2000-го открылся официальный интернет-сайт певицы http://www.sofiarotaru.com

В декабре 2001 года София Ротару 30-летие своей творческой деятельности отмечает новой сольной программой “Жизнь моя – моя любовь …” (режиссёр-постановщик – София Ротару, художник-постановщик – Борис Краснов). Премьера программы состоялась 13-15 декабря в Государственном Кремлёвском Дворце (Москва, Россия). Новую сольную программу "Жизнь моя - моя любовь ..." София Ротару представила на суд зрителей России, Украины и Германии; певица впервые выступила самостоятельно в качестве режиссёра-постановщика. Впервые с Софией Ротару как художник-постановщик работал Борис Краснов.

Накануне сольных концертов в Москве киновидеообъединение “Крупный план” (Москва) представило видеоверсию художественного фильма 1981 года “Душа” (киностудия “Мосфильм”) с Софией Ротару в главной роли. Фильм занял 5-е место в прокате в СССР и считается пока самой успешной киноработой Ротару.

Вместе с боем курантов 2002 год начался с песни "Жизнь моя, моя любовь", исполненной Софией Ротару в Новогоднем Огоньке на канале ОРТ; 20 января на ОРТ состоялась премьера телеверсии юбилейной сольной программы Софии Ротару “Жизнь моя – моя любовь …”.

02 марта 2002 года состоялся первый клубный концерт Софии Ротару в развлекательном комплексе "Метелица", ставший событием в культурной жизни Москвы.

06 марта 2002 года Президент Украины Л.Д. Кучма наградил Софию Ротару Орденом "Святой княгини Ольги I степени" за “весомые трудовые свершения, высокий профессионализм и по случаю Международного дня прав женщин и мира”.

В апреле начинается первая часть большого гастрольного тура певицы, охватившего почти все регионы страны от Дальнего Востока до Юга России. Вторая часть тура состоялась в сентябре 2002 года, перед гастролями по городам Германии.

После четырёхлетнего перерыва, после многочисленных откладываний выхода, а также сменой названия альбома в последние недели перед выходом София Ротару в 2002 году представила долгожданный новый альбом "Я тебя по-прежнему люблю" (официальный релиз альбома состоялся 23 апреля 2002 года на студии "Extraphone" (Москва, Россия)).

Альбом "Я тебя по-прежнему люблю" явился первым продюсерским опытом Руслана Евдокименко, привлекшего к созданию песен талантливых молодых авторов Руслана Квинту и Дмитрия Маликова. В основном альбом вновь, как и предыдущий альбом "Люби меня" 1998 года плод творчества композитора Владимира Матецкого, однако на этот раз альбом намного выигрывает перед предыдущеми работами "Люби меня", "Хуторянка", "Золотые песни 85-95", "Караван любви".

Разностилевость каждой песни, молодёжный драйв "Девчонки с гитарой" (данную работу многие музыкальные критики считают самой слабой песней на альбоме), впервые появившиеся за более чем 30-летнюю деятельность в творчестве Софии Ротару ремиксы на песни "Не спросишь" и "Жизнь моя, моя любовь" (последний ремикс поражает своей смелостью в освоении новой для Ротару музыкальной стилистики R&B). Поражают своей целостностью и отточенностью каждой строки, подобранного музыкального ряда сочетающейся с настоящей поэзий Риммы Казаковой в песне "Не спросишь".

Выбиваются из общего ряда песни "Отпусти" и "Забыть" (последняя песня - плод творчества молодых украинских авторов Руслана Квинты и Виталия Куровского).

"Отпусти" песня нацеленная на будущее, схват мига сегодняшнего с взором в будущее (может быть, это и есть новая волна Ротару?..)

Последний на сегодняшний день альбом Ротару «Я тебя по-прежнему люблю» - самая успешная работа певицы за последние 15 лет.

Часть тиража вышла в подарочном оформлении, включающем в себя бонус-трек новой песни "Отпусти" и эксклюзивный подарок - плакат с автографом Софии Ротару.

24 мая в Киеве перед зданием Международного центра культуры и искусств состоялась торжественная церемония открытия Украинской Аллеи Звёзд. Первой зажглась Звезда Софии Ротару.

30 мая внучке Софии Ротару - Сонечке исполнился один годик.

В день рождения Софии Ротару, 07 августа, Президент Украины Леонид Кучма "за значительные личные заслуги перед украинским государством в развитии искусства, самоотверженную работу на ниве сохранения национально-культурных традиций, приумножение наследия народа Украины" присваивает народной артистке СССР Софии Ротару звание Героя Украины.

09 августа Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина “За большой вклад в развитие эстрадного искусства и укрепление российско-украинских культурных связей” София Ротару награждена орденом Почёта.

17 августа, София Ротару в День города Ялты, подарила жителям и гостям города красочное шоу со множеством световых, лазерных и пиротехнических эффектов. Сцена, "свет", "звук" и пиротехника были специально привезены из Киева. Концерт состоялся на стадионе "Авангард" вместившем более 6 тысяч зрителей.

Летом 2002 года на лэйбле "Extraphone" (Москва, Россия) выходят в свет новые версии альбомов "Золотые песни 85-95" и "Хуторянка". Часть тиража вышла в подарочном оформлении с бонус-треком и плакатом певицы с автографом.

23 октября после очередного инсульта в киевской клинике умирает муж Софии Ротару, продюсер, художественный руководитель группы “Червона рута”, режиссёр-постановщик всех концертных программ певицы Анатолий Кириллович Евдокименко. София Ротару отменяет все концертные выступления, отказывается от участия в съёмках мюзикла “Золушка”, впервые за последние 30 лет не принимает участия в телевизионном фестивале “Песня года”, отменяет все телесъёмки.

В 2002 году состоялся официальный релиз видеоверсии фильма "Где ты, любовь?.." режиссёра Валериу Гажиу (1981 года выпуска, киностудия "Молдова-филм"; видеоверсия фильма издана "Корпорацией АРЕНА"). В главных ролях София Ротару, Григоре Григореу, Константин Константинов, Евгений Меньшов, Екатерина Каземирова, Виктор Чутак.

Фильм "Где ты, любовь?.." - первый опыт Софии Ротару в художественном кинематографе. Многие критики назвали эту роль провальной на фоне нашумевшего художественного фильма "Женщина, которая поёт" с главной ролью Аллы Пугачёвой, но тем не менее фильм завоевал зрительскую любовь, а песни прозвучавшие в фильме стали легедарными. Достаточно назвать одну "Красную стрелу" (музыка Алексея Мажукова, стихи Николая Зиновьева). Были и другие - "Где ты, любовь?.." (музыка Раймонда Паулса, стихи Ильи Резника), "Танец на барабане" (музыка Раймонда Паулса, стихи Андрея Вознесенского) ...

25 декабря 2002 года состоялся официальный релиз нового (новогоднего) альбома Софии Ротару"Снежная Королева", выпущенного на лэйбле "Extraphone" (Москва, Россия). Часть тиража альбома вышла с эксклюзивным подарком от Софии Ротару - плакатом певицы.

По итогам 2002 года София Ротару заняла 02 место по популярности среди всех отечественных исполнителей и групп в России (исследование проводила социологическая служба Института Гэллапа).

Наверное, у каждого популярного исполнителя есть свои преданные поклонники. Но то, что поклонение "Звезде" может быть столько фанатичным, перерасти в целое движение, стать для многих людей значительной частью их жизни, - такое встречается нечасто. Причем поклонение глубокое, без истерик и внешней суеты. Ротару «не разрывают» на сувениры как других примадонн.

София Ротару как-то сказала: “Я буду петь пока есть Вы, преданные мои слушатели. Я счастлива работать только для Вас, мои дорогие”. И поклонники, почитатели таланта легендарной певицы создают клубы поклонников, интернет-сайты, посвящённые творчеству певицы. Ниже приведены адреса самых крупных клубов.

Клубы поклонников Софии Ротару находятся по следующим интернет-адресам –

“Фортуна” (Краснодарский край, Россия) http://www.fortuna-rotaru.narod.ru

“Люби меня” (Казахстан) http://www.sofia-rotaru.km.ru

Рижский клуб поклонников Софии Ротару (Латвия) http://www.sofia-in-riga.narod.ru

Московский клуб поклонников Софии Ротару (Россия) http://www.sofiarotaru.boom.ru

© Р. Шульга, Москва

Дополнения и редакторская правка – Е. Карпова, Литва

 


   
         
 

 

Hosted by uCoz